Воспитательная работа

Целью воспитательной работы лицея является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Работая над поставленной целью, педагогический коллектив решает следующие воспитательные задачи:

  • повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей;
  • развитие лицейских традиций, через создание благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающихся;
  • расширение общего и художественного кругозора обучающихся общей и специальной культуре, обогащение эстетических чувств;
  • развитие диапазона управления обучающимися своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармонического межличностного взаимодействия;
  • развитие единой системы лицейского и классного ученического самоуправления, развитие творческой инициативы;
  • продолжение формирования и развития системы работы с родителями и общественностью;
  • расширение взаимодействия с учреждениями системы дополнительного образования.

Решение всех вышеперечисленных задач направлено на  развитие воспитательной системы лицея. В её основе совместная деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:

1.Профилактическая работа

Согласно плану воспитательной работы, в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков на протяжении всего учебного года в лицее ведется работа по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия:

— ведется контроль за посещаемостью;

— своевременно ставятся такие дети на внутришкольный контроль;

-ведется работа по выявлению и устранению причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.

В план воспитательной работы включаются мероприятия по профилактике правонарушений, по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Основные формы деятельности лицея по данному направлению:

— контроль получения образования несовершеннолетними

— строгий учет пропусков уроков

— работа по ликвидации пропусков без уважительной причины

— выявление необучающихся детей

— правовое просвещение подростков и их родителей

К лицею прикреплены инспекторы ПДН и ГИБДД, которые регулярно  проводят профилактические мероприятия с несовершеннолетними. Индивидуально – профилактическую работу проводят также классные руководители,  администрация лицея.

Классными руководителями проводится работа в этом направлении с обучающимися и их родителями (законными представителями) — классные часы, беседы по профилактике правонарушений, по выполнению законов. В течение года, в соответствии с планом, проводятся заседания Совета профилактики, на которых рассматриваются текущие вопросы. Классными руководителями совместно с администрацией лицея проводятся беседы с обучающимися, родителями (законными представителями).

2.Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

Целью данного направления воспитательной работы является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

— формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;

— воспитание любви и уважения к традициям Отечества, лицея, семьи;

— воспитание экологической культуры.

Работа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию проводится согласно утвержденному плану воспитательной работы. В начале учебного года определяются основные мероприятия по данному направлению.  В течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь. В течение года функционируют школьный паспортизированный музей Славы «Герои Чернобыля», исторический клуб «Родина», который является центром гражданско-патриотической и нравственной работы. Также в лицее ведется работа по развитию движения «Юнармия».

В течение года проводятся классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся, встречи с ветеранами, тематические мероприятия патриотической и нравственной направленности, День памяти погибших в Беслане, поздравление с Днём пожилого человека, проведение тематических часов по духовному воспитанию и т.д.

В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. Традиционно месячник получается очень насыщенным мероприятиями, встречами, экскурсиями. В рамках месячника проводятся мероприятия: тематические классные часы «Дети и война», «Поклонимся великим тем годам» и т. д. Руководителем музея Славы регулярно организовываются встречи с ветеранами-ликвидаторами ЧАЭС. Большое внимание уделяется явке обучающихся на данные мероприятия. В мае проводится цикл мероприятий, посвященный Победе в ВОВ. В целях привлечения обучающихся к социально-значимой деятельности организовывается акция «Поздравление ветеранам».

Библиотекарем лицея регулярно обновляется выставка книг о войне, проводятся мероприятия, беседы, печатаются статьи в лицейской газете.

Классные руководители уделяют большое внимание гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию.

3.Художественно-эстетическое воспитание

Цель данного направления воспитательной работы: помочь обучающимся осознать художественно-эстетические нормы и правила поведения.

Задачи:

— формирование у обучающихся культуры поведения и межличностного общения, эстетического вкуса;

— создание условий для развития и реализации творческих способностей у обучающихся.

Традиционно в лицее проводятся воспитательные мероприятия. Например,  мероприятия, посвященные Дню Матери: конкурсы сочинений, стихов, рисунков о маме.

Особое внимание необходимо уделить именно творческим конкурсам, поскольку обучающиеся заинтересованы в подобных мероприятиях, что подтверждается высоким количеством участия в подобных конкурсах и мероприятиях, а также победами в них. Это позволяет судить о хорошем уровне сформированности художественно-эстетических и духовных качеств обучающихся. Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей.

4.Физкультурно-оздоровительное воспитание

Целью этого направления является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи данного направления:

— формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

— популяризация занятий физической культурой и спортом;

— организация и проведение спортивных мероприятий;

— участие в соревнованиях различного уровня.

Определены основные направления работы:

— профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, организация горячего питания, физкультурно-оздоровительная работа;

— образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

— информационно-консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

В течение учебного года в лицее работают спортивные кружки и секции «Футбол», «Степ аэробика», «Шахматы», «Подвижные игры», «Тхеквондо», «Настольный теннис». Школьники принимают участие во многих соревнованиях различного уровня. Охват спортивными кружками и секциями составляет 75 % обучающихся. Учителями физической культуры систематически проводятся спортивные соревнования и конкурсы. Медицинской сестрой лицея организуются и проводятся профилактические беседы. Планы классных руководителей предусматривают реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем реализовывается комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей (законных представителей) и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в спортивных, внутришкольных мероприятиях. Классными руководителями проводятся тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни обучающихся.

5.Экологическое воспитание

Воспитательная работа по данному направлению осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их  взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности.

В этом направлении заложено развитие у обучающихся потребности трудиться (дежурство по лицею, уборка закрепленных территорий, экологические десанты) ориентироваться на рациональный выбор профессии по их способностям и потребностям. Такая деятельность развивает у детей самостоятельность, воспитывает ответственность за общее дело, развивает индивидуальные качества личности в коллективе.

Весной проходят  экологические десанты по уборке пришкольных территорий, закрепленных за классами.

В лицее созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры, экологических взглядов и убеждений обучающихся.

6.Самоуправление в лицее и классе

Педагогический коллектив лицея ведет работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах. В лицее работают органы ученического самоуправления. В его состав входят представители классных коллективов с 5 по 11 класс, выбранные на классных собраниях. Ребятами планируется деятельность на учебный год, проводятся заседания по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, анализ проведенных дел.

Ученическое самоуправление принимает активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, субботников.

7.Методическая работа

С целью просвещения педагогов по вопросам воспитания и совершенствования методического мастерства педагогов в лицее создано методическое объединение классных руководителей.

В состав методического объединения входят классные руководители 1-11 классов.

          Методическое объединение работает над реализацией цели: совершенствование форм и методов работы классных руководителей с целью  повышения уровня воспитания и социализации обучающихся.

Исходя из цели, коллектив классных руководителей решает следующие  задачи:

  • повышать теоретический, научно-методический уровень подготовки классных руководителей по вопросам совершенствования нравственных качеств личности;
  • изучать, обобщать и  использовать на практике педагогический опыт классных руководителей;
  • обеспечивать выполнение программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему воспитательной работы;
  • создавать оптимальные условия для развития творческой личности каждого обучающегося в различных видах деятельности сообразно его способностям, интересам, возможностям, а также потребностям общества;
  • развивать такие качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, гражданственности, инициативность, стремление к честности и порядочности;
  • содействовать воспитанию высокоразвитой духовно-нравственной личности;
  • вооружать классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм работы с детьми.

Реализация данных задач проводится через тематические заседания методического объединения, участие в работе педагогического совета, рабочие совещания при заместителе директора по воспитательной работе, открытые воспитательные мероприятия, отчёты о работе, собеседования, знакомство с нормативными документами, новинками методической литературы и другое.

По многим вопросам проводятся индивидуальные  беседы и консультации с классными руководителями.

В свою очередь, классные руководители принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями по вопросам заседаний, делятся опытом практической работы, проводят открытые классные часы и внеклассные мероприятия, выступают с наработками по темам самообразования.

Анализ проведенных открытых мероприятий позволяет сделать выводы, что все мероприятия проходят на хорошем уровне; классные руководители показывают грамотное владение приемами целеполагания, умелое сочетание организационных форм, методов мотивации, а также умение владеть информационно-коммуникационными технологиями и ресурсами сети Интернет.

          В своей практической деятельности классные руководители руководствуются принципами личностно-ориентированного подхода к обучающимся, который осуществляется посредством индивидуальных бесед,  постоянных и разовых поручений, вовлечения детей в систему дополнительного образования, работу с семьёй в ходе разнообразной воспитывающей деятельности.

8.Организация внеурочной деятельности

Важным звеном в системе воспитательной работы лицея является организация внеурочной деятельности. В лицее реализовываются программы внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

Анализируя состояние занятости обучающихся организованным досугом, можно отметить, что более 80 % обучающихся лицея занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимаются 45 % обучающихся.

Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в лицее успешно действуют классные и общелицейский родительские комитеты, функционирует Совет Лицея. Родители являются помощниками классных руководителей в организации походов, экскурсий, выпускных вечеров и других внеклассных мероприятий.

9.Контроль и работа с документацией

Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показывает, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социальнозначимых задач. Классные руководители работают над занятостью обучающихся во внеурочное время, организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с обучающимися и родителям (законными представителями); участвуют в рейдах по реализации основных воспитательных задач. В традиционных лицейских мероприятиях принимают участие все классы, но степень активности классов в жизни лицея, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Хочется отметить, что участие классов во всех общешкольных мероприятиях  помогает классным руководителям заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными классными мероприятиями.

Учителя первых классов проделывают большую работу по адаптации учеников 1 классов к условиям школьной жизни. Особое внимание уделяется правилам поведения в лицее, на переменах и уроках, безопасности детей.

Огромную работу выполняют классные руководители по привлечению в образовательный процесс родителей (законных представителей) обучающихся. Без участия родителей (законных представителей) в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с ними занимает в работе лицея важное место.

Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе. Не все учащиеся активно включаются в жизнедеятельность ученического коллектива. Однако, педагоги работают над решением данной проблемы, стараются каждому найти дело по интересу.

В течение учебного года ведется работа с родителями (законными представителями), цель которой дать психолого­-педагогические знания через родительские собрания, консультации с администрацией лицея, классных руководителей. Данная работа не ограничивается проведением родительских собраний. Активное участие в мероприятиях принимают родители обучающихся начальной школы. С приглашением родителей проходит большая часть праздников в начальных классах. Дети с родителями составляют свои родословные, организовывают фотовыставки, участвуют в составлении и реализации сценариев разных праздников.

К сожалению, в среднем и старших звеньях активность родителей падает. Также в течение года проводятся индивидуальные беседы, направленные на оказание практической помощи при возникновении проблемных ситуаций в воспитании детей, как классными руководителями, так и администрацией лицея.

Анализ деятельности классных руководителей показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень.  Многие  учителя  имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя,   владеют целым арсеналом форм и  способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания, инновационных методиках  и  используют их как основу для педагогической деятельности.

Реализация вышепоставленных целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально-значимой деятельности;
  • развитие системы непрерывного образования;
  • преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; лицея и социума; лицея и семьи.

 

Воспитательная работа Лицея по всем направлениям деятельности строится в соответствии с организованным социально-педагогическим комплексом:

Мероприятия 2016-2017

Мероприятия 2017-2018

WordPress Lessons