ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

(846) 951 – 06 – 88

sdo.prestige@63edu.ru


Воспитательная работа

Целью воспитательной работы лицея является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Работая над поставленной целью, педагогический коллектив решает следующие воспитательные задачи:

  • повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей;
  • развитие лицейских традиций, через создание благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающихся;
  • расширение общего и художественного кругозора обучающихся общей и специальной культуре, обогащение эстетических чувств;
  • развитие диапазона управления обучающимися своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармонического межличностного взаимодействия;
  • развитие единой системы лицейского и классного ученического самоуправления, развитие творческой инициативы;
  • продолжение формирования и развития системы работы с родителями и общественностью;
  • расширение взаимодействия с учреждениями системы дополнительного образования.

Решение всех вышеперечисленных задач направлено на  развитие воспитательной системы лицея. В её основе совместная деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:

ПЛАН профилактической работы на 2023-2024 учебный год

Согласно плану воспитательной работы, в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков на протяжении всего учебного года в лицее ведется работа по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия:

— ведется контроль за посещаемостью;

— своевременно ставятся такие дети на внутришкольный контроль;

-ведется работа по выявлению и устранению причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.

В план воспитательной работы включаются мероприятия по профилактике правонарушений, по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Основные формы деятельности лицея по данному направлению:

— контроль получения образования несовершеннолетними

— строгий учет пропусков уроков

— работа по ликвидации пропусков без уважительной причины

— выявление необучающихся детей

— правовое просвещение подростков и их родителей

К лицею прикреплены инспекторы ПДН и ГИБДД, которые регулярно  проводят профилактические мероприятия с несовершеннолетними. Индивидуально – профилактическую работу проводят также классные руководители,  администрация лицея.

Классными руководителями проводится работа в этом направлении с обучающимися и их родителями (законными представителями) — классные часы, беседы по профилактике правонарушений, по выполнению законов. В течение года, в соответствии с планом, проводятся заседания Совета профилактики, на которых рассматриваются текущие вопросы. Классными руководителями совместно с администрацией лицея проводятся беседы с обучающимися, родителями (законными представителями).

Целью данного направления воспитательной работы является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

— формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;

— воспитание любви и уважения к традициям Отечества, лицея, семьи;

— воспитание экологической культуры.

Работа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию проводится согласно утвержденному плану воспитательной работы. В начале учебного года определяются основные мероприятия по данному направлению.  В течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь. В течение года функционируют школьный паспортизированный музей Славы «Герои Чернобыля», исторический клуб «Родина», который является центром гражданско-патриотической и нравственной работы. Также в лицее ведется работа по развитию движения «Юнармия».

В течение года проводятся классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся, встречи с ветеранами, тематические мероприятия патриотической и нравственной направленности, День памяти погибших в Беслане, поздравление с Днём пожилого человека, проведение тематических часов по духовному воспитанию и т.д.

В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. Традиционно месячник получается очень насыщенным мероприятиями, встречами, экскурсиями. В рамках месячника проводятся мероприятия: тематические классные часы «Дети и война», «Поклонимся великим тем годам» и т. д. Руководителем музея Славы регулярно организовываются встречи с ветеранами-ликвидаторами ЧАЭС. Большое внимание уделяется явке обучающихся на данные мероприятия. В мае проводится цикл мероприятий, посвященный Победе в ВОВ. В целях привлечения обучающихся к социально-значимой деятельности организовывается акция «Поздравление ветеранам».

Библиотекарем лицея регулярно обновляется выставка книг о войне, проводятся мероприятия, беседы, печатаются статьи в лицейской газете.

Классные руководители уделяют большое внимание гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию.

Цель данного направления воспитательной работы: помочь обучающимся осознать художественно-эстетические нормы и правила поведения.

Задачи:

— формирование у обучающихся культуры поведения и межличностного общения, эстетического вкуса;

— создание условий для развития и реализации творческих способностей у обучающихся.

Традиционно в лицее проводятся воспитательные мероприятия. Например,  мероприятия, посвященные Дню Матери: конкурсы сочинений, стихов, рисунков о маме.

Особое внимание необходимо уделить именно творческим конкурсам, поскольку обучающиеся заинтересованы в подобных мероприятиях, что подтверждается высоким количеством участия в подобных конкурсах и мероприятиях, а также победами в них. Это позволяет судить о хорошем уровне сформированности художественно-эстетических и духовных качеств обучающихся. Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей.

Целью этого направления является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи данного направления:

— формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

— популяризация занятий физической культурой и спортом;

— организация и проведение спортивных мероприятий;

— участие в соревнованиях различного уровня.

Определены основные направления работы:

— профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, организация горячего питания, физкультурно-оздоровительная работа;

— образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

— информационно-консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

В течение учебного года в лицее работают спортивные кружки и секции «Футбол», «Степ аэробика», «Шахматы», «Подвижные игры», «Тхеквондо», «Настольный теннис». Школьники принимают участие во многих соревнованиях различного уровня. Охват спортивными кружками и секциями составляет 75 % обучающихся. Учителями физической культуры систематически проводятся спортивные соревнования и конкурсы. Медицинской сестрой лицея организуются и проводятся профилактические беседы. Планы классных руководителей предусматривают реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем реализовывается комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей (законных представителей) и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в спортивных, внутришкольных мероприятиях. Классными руководителями проводятся тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни обучающихся.

Воспитательная работа по данному направлению осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их  взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности.

В этом направлении заложено развитие у обучающихся потребности трудиться (дежурство по лицею, уборка закрепленных территорий, экологические десанты) ориентироваться на рациональный выбор профессии по их способностям и потребностям. Такая деятельность развивает у детей самостоятельность, воспитывает ответственность за общее дело, развивает индивидуальные качества личности в коллективе.

Весной проходят  экологические десанты по уборке пришкольных территорий, закрепленных за классами.

В лицее созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры, экологических взглядов и убеждений обучающихся.

едагогический коллектив лицея ведет работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах. В лицее работают органы ученического самоуправления. В его состав входят представители классных коллективов с 5 по 11 класс, выбранные на классных собраниях. Ребятами планируется деятельность на учебный год, проводятся заседания по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, анализ проведенных дел.

Ученическое самоуправление принимает активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, субботников.

С целью просвещения педагогов по вопросам воспитания и совершенствования методического мастерства педагогов в лицее создано методическое объединение классных руководителей.

В состав методического объединения входят классные руководители 1-11 классов.

Методическое объединение работает над реализацией цели: совершенствование форм и методов работы классных руководителей с целью  повышения уровня воспитания и социализации обучающихся.

Исходя из цели, коллектив классных руководителей решает следующие  задачи:

  • повышать теоретический, научно-методический уровень подготовки классных руководителей по вопросам совершенствования нравственных качеств личности;
  • изучать, обобщать и  использовать на практике педагогический опыт классных руководителей;
  • обеспечивать выполнение программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему воспитательной работы;
  • создавать оптимальные условия для развития творческой личности каждого обучающегося в различных видах деятельности сообразно его способностям, интересам, возможностям, а также потребностям общества;
  • развивать такие качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, гражданственности, инициативность, стремление к честности и порядочности;
  • содействовать воспитанию высокоразвитой духовно-нравственной личности;
  • вооружать классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм работы с детьми.

Реализация данных задач проводится через тематические заседания методического объединения, участие в работе педагогического совета, рабочие совещания при заместителе директора по воспитательной работе, открытые воспитательные мероприятия, отчёты о работе, собеседования, знакомство с нормативными документами, новинками методической литературы и другое.

По многим вопросам проводятся индивидуальные  беседы и консультации с классными руководителями.

В свою очередь, классные руководители принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями по вопросам заседаний, делятся опытом практической работы, проводят открытые классные часы и внеклассные мероприятия, выступают с наработками по темам самообразования.

Анализ проведенных открытых мероприятий позволяет сделать выводы, что все мероприятия проходят на хорошем уровне; классные руководители показывают грамотное владение приемами целеполагания, умелое сочетание организационных форм, методов мотивации, а также умение владеть информационно-коммуникационными технологиями и ресурсами сети Интернет.

В своей практической деятельности классные руководители руководствуются принципами личностно-ориентированного подхода к обучающимся, который осуществляется посредством индивидуальных бесед,  постоянных и разовых поручений, вовлечения детей в систему дополнительного образования, работу с семьёй в ходе разнообразной воспитывающей деятельности.

Важным звеном в системе воспитательной работы лицея является организация внеурочной деятельности. В лицее реализовываются программы внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

Анализируя состояние занятости обучающихся организованным досугом, можно отметить, что более 80 % обучающихся лицея занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимаются 45 % обучающихся.

Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в лицее успешно действуют классные и общелицейский родительские комитеты, функционирует Совет Лицея. Родители являются помощниками классных руководителей в организации походов, экскурсий, выпускных вечеров и других внеклассных мероприятий.

Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показывает, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социальнозначимых задач. Классные руководители работают над занятостью обучающихся во внеурочное время, организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с обучающимися и родителям (законными представителями); участвуют в рейдах по реализации основных воспитательных задач. В традиционных лицейских мероприятиях принимают участие все классы, но степень активности классов в жизни лицея, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Хочется отметить, что участие классов во всех общешкольных мероприятиях  помогает классным руководителям заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными классными мероприятиями.

Учителя первых классов проделывают большую работу по адаптации учеников 1 классов к условиям школьной жизни. Особое внимание уделяется правилам поведения в лицее, на переменах и уроках, безопасности детей.

Огромную работу выполняют классные руководители по привлечению в образовательный процесс родителей (законных представителей) обучающихся. Без участия родителей (законных представителей) в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с ними занимает в работе лицея важное место.

Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе. Не все учащиеся активно включаются в жизнедеятельность ученического коллектива. Однако, педагоги работают над решением данной проблемы, стараются каждому найти дело по интересу.

В течение учебного года ведется работа с родителями (законными представителями), цель которой дать психолого­-педагогические знания через родительские собрания, консультации с администрацией лицея, классных руководителей. Данная работа не ограничивается проведением родительских собраний. Активное участие в мероприятиях принимают родители обучающихся начальной школы. С приглашением родителей проходит большая часть праздников в начальных классах. Дети с родителями составляют свои родословные, организовывают фотовыставки, участвуют в составлении и реализации сценариев разных праздников.

К сожалению, в среднем и старших звеньях активность родителей падает. Также в течение года проводятся индивидуальные беседы, направленные на оказание практической помощи при возникновении проблемных ситуаций в воспитании детей, как классными руководителями, так и администрацией лицея.

Анализ деятельности классных руководителей показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень.  Многие  учителя  имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя,   владеют целым арсеналом форм и  способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания, инновационных методиках  и  используют их как основу для педагогической деятельности.

Реализация вышепоставленных целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально-значимой деятельности;
  • развитие системы непрерывного образования;
  • преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; лицея и социума; лицея и семьи.

Медиация (примирение) – это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.


Миссия Службы медиации:

Внедрить в гимназическое общество новый способ разрешения конфликтов и обучить конструктивным способам социального взаимодействия.


Что делает наша Служба?

Мы конфиденциально поможем урегулировать любые конфликты.
Заявки принимаются от всех взаимодействующих сторон педагогического процесса (от педагогов, учащихся и родителей


Школьная служба медиации это:

1.     Разрешение конфликтов силами самой школы.

2.     Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3.     Профилактика школьной дезадаптации.

4.     Школьное самоуправление подростков школы.


Основная цель службы школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.


Задачи службы медиации:

– создание с помощью Метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;

– внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;

– интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;

– повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.


Организационно-распорядительная документация:

Реализация вышепоставленных целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально-значимой деятельности;
  • развитие системы непрерывного образования;
  • преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; лицея и социума; лицея и семьи.

Воспитательная работа Лицея по всем направлениям деятельности строится в соответствии с организованным социально-педагогическим комплексом: